Дендрофекальный телевизор
(слишком старое сообщение для ответа)
Oleg Nazaroff
2024-07-31 15:52:38 UTC
Hello, All.

https://youtube.com/shorts/k4ZcQcXs2mc?si=Nz6sKlgtwInrlDnj

Про развертку я понял - сигнал ему в куда вставляли?? ;)

WBR, ON
Alexander Hohryakov
2024-08-01 15:55:06 UTC
Здpавствуй, Oleg!

Среда 31 Июля 2024 18:52, ты писал(а) All:

ON> https://youtube.com/shorts/k4ZcQcXs2mc?si=Nz6sKlgtwInrlDnj

ON> Про развертку я понял - сигнал ему в куда вставляли?? ;)

За диском большая неонка, освещает весь экран равномерно. Подключается вместо
громкоговорителя: телевизор - приставка к радиоприёмнику. Экран,
соответственно, оранжевый, а не белый.
Интереснее, как эта штука синхронизируется.
https://rw6ase.narod.ru/index1/tw/tw_chb_stand/b2ins.djvu

С уважением - Alexander
Oleg Nazaroff
2024-08-01 17:36:42 UTC
Hello, Alexander Hohryakov.
On 01.08.2024 18:55 you wrote:

> [...]
AH> телевизор - приставка к
AH> радиоприёмнику. Экран, соответственно, оранжевый, а не белый. Интереснее,

Офигеть. Надо поискать такое!

WBR, ON
Igor Suslyakov
2024-08-01 19:10:38 UTC
Здpавствуй, Oleg!

Четверг 01 Августа 2024 20:36, ты писал(а) Alexander Hohryakov, в сообщении по
ссылке area://su.hardw.other?msgid=2:50/700.700+ef1c3f18:

ON> Офигеть. Hадо поискать такое!

В питерском музее связи ничего подобного не видел. КВH-49 там аж две штуки, но
то вполне серийный телик.

С уважением - Igor
Oleg Nazaroff
2024-08-01 21:44:29 UTC
Hello, Igor Suslyakov.
On 01.08.2024 22:10 you wrote:

> [...]
IS> музее связи ничего
IS> подобного не видел. КВH-49 там аж две штуки, но то вполне серийный телик.

49-й у меня был. А такого не видел даже!

WBR, ON
Alexander Hohryakov
2024-08-02 03:59:14 UTC
Здpавствуй, Igor!

Четверг 01 Августа 2024 22:10, ты писал(а) Oleg Nazaroff:

IS> В питерском музее связи ничего подобного не видел. КВH-49 там аж две
IS> штуки, но то вполне серийный телик.

Б-2 я видел в екатерском мезее радио. Говорят, повезло: включают его не часто.
Михаил Белоусов видел только в выключенном виде, а это не так интересно.

2024-08-02 16:41:28 UTC
Здpавствуй, Alexander!

Пятница 02 Августа 2024 06:59, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке
area://su.hardw.other?msgid=2:6035/3.8+66ac67fa:

AH> Б-2 я видел в екатерском мезее радио. Говорят, повезло: включают его
AH> не часто. Михаил Белоусов видел только в выключенном виде, а это не
AH> так интересно.

Так и обычный кинескопный если с утра до вечера ежедневно недолго протянет.
Это если сонивские кинескопы - тогда, возможно, протянет сколько-то. Там в
питерском музее один телик работал постоянно. Посетителей, увы, было немного,
но были, музей не пустовал.

2024-08-03 06:44:00 UTC
Здpавствуй, Igor!

Пятница 02 Августа 2024 19:41, ты писал(а) мне:

> [...]
IS> сколько-то. Там в питерском музее один телик работал постоянно.
IS> Посетителей, увы, было немного, но были, музей не пустовал.

Смотреть на деревянный ящик - неинтересно. Лучше уж схему посмотреть. Зубчатое
колесо для синхронизации, "колесо Лакура" - интересная штука. Hемного похоже на
работу генераторов переменного тока на общую нагрузку: они тоже
взаимосинхронизируются. Глядя на деревянный ящик со стеклянным окошком, всего
этого не увидишь.
Вот увидеть изображение, посмотреть своими глазами на 30 строк, оценить
качество тогдашнего телевидения - это интересно.

2024-08-01 21:11:14 UTC
Привет, Oleg!

написанное 01 авг 24 в 20:36:

ON> Офигеть. Надо поискать такое!

Мне рассазывали, что кроме "диска Нипкова" - в таких телевизорах использовался
"зеркальынй винт", насколько это правда - я не знаю.

С уважением - Alex
Oleg Nazaroff
2024-08-01 21:47:25 UTC
Hello, Alex Brilakov.
On 02.08.2024 00:11 you wrote:

> [...]
AB> Мне рассазывали, что кроме "диска Нипкова" - в таких телевизорах
AB> использовался "зеркальынй
AB> винт", насколько это правда - я не знаю.

Дендрофекальный тилявизирь обрастает подробностями ;))

WBR, ON
Alex Brilakov
2024-08-02 03:02:34 UTC
Привет, Oleg!

02 авг 24 в 00:47:

ON> Дендрофекальный тилявизирь обрастает подробностями ;))

Ещё я знаю, что это телевидение вещало ночью, а передачи шли на СВ.

С уважением - Alex
Oleg Nazaroff
2024-08-02 05:54:25 UTC
Hello, Alex Brilakov.
On 02.08.2024 06:02 you wrote:

AB> Привет, Oleg!
AB> написанное 02 авг 24 в
AB> 00:47:
AB> Ещё я знаю, что это телевидение вещало ночью, а передачи шли на СВ.

Правильно. Днем работать надо!

WBR, ON
Alexander Gatalsky
2024-08-02 14:40:37 UTC
Пpиветик, #Alex# !
В Пятницy Aвrycтa 02 2024 Alex Brilakov => Oleg Nazaroff : Re: Дендрофекальный
телевизор

AB> Ещё я знаю, что это телевидение вещало ночью, а передачи шли на СВ.
А звyковое сопpовождение к этим телетpансляциям нyжно пpинимать на втоpой
pадиопpиемник ;-)

2024-08-03 12:55:40 UTC
Привет, Alexander!

написанное 02 авг 24 в 17:40:

AG> А звyковое сопpовождение к этим телетpансляциям нyжно пpинимать на
AG> втоpой pадиопpиемник ;-)

Более того, это не телевизор, а телевизионная приставка, ибо подключается к
выходному каскаду усилителя низкой частоты обычного приёмника. Вот чего не
ожидал - вот это явилось для меня новостью.

2024-08-04 07:36:48 UTC
Здpавствуй, Alexander!

Пятница 02 Августа 2024 17:40, ты писал(а) Alex Brilakov, в сообщении по ссылке
area://su.hardw.other?msgid=2:5023/24.3325+66ad1a7c:

AG> А звyковое сопpовождение к этим телетpансляциям нyжно пpинимать на
AG> втоpой pадиопpиемник ;-)

Диафильмы из детства: грампластинку на проигрыватель, плёнку в диапроектор. :)
У одноклассника и камера была, и проектор любительский (8мм). Подговорил
приграшённых к ДР одноклассников сброситься и купить плёнки с контентом в
магазине Юный техник. По одиночке кусалась цена - 5минутная катушка плёнки
стОила 5р. Вот только звука у нас не было. Так и смотрели "Операцию "Ы" и один
из выпусков "Hу, погоди!" (где заяц от волка на троллейбусе убегает) без звука,
всё равно все всё знали наизусть. :)

С уважением - Igor
Oleg Nazaroff
2024-08-04 15:21:52 UTC
Hello, Igor Suslyakov.
On 04.08.2024 10:36 you wrote:

> [...]
IS> "Ы" и один из
IS> выпусков "Hу, погоди!" (где заяц от волка на троллейбусе убегает) без

Помню, но слабо, про пластинку к пленке в комплекте..

WBR, ON
Igor Suslyakov
2024-08-04 18:57:58 UTC
Здpавствуй, Oleg!

Воскресенье 04 Августа 2024 18:21, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке
area://su.hardw.other?msgid=2:50/700.700+bcef0a99:

ON> Помню, но слабо, про пластинку к пленке в комплекте..

К 64мм плёнке диафильмов - да. А к кинопроекторам, насколько помню,
публиковались схемы синхронизации с магнитофонами. Были ли схемы для
электропроигрывателей - не скажу.

2024-08-01 19:09:06 UTC
Здpавствуй, Alexander!

Четверг 01 Августа 2024 18:55, ты писал(а) Oleg Nazaroff, в сообщении по ссылке
area://su.hardw.other?msgid=2:6035/3.8+66abcc2d:

Если по схеме - на неонку.

> [...]
AH> вместо громкоговорителя: телевизор - приставка к радиоприёмнику.
AH> Экран, соответственно, оранжевый, а не белый. Интереснее, как эта

Hадо полагать, реостатами 2 и 13 пока не совпадёт.

2024-08-02 03:48:40 UTC
Здpавствуй, Igor!

Четверг 01 Августа 2024 22:09, ты писал(а) мне:

IS> Hадо полагать, реостатами 2 и 13 пока не совпадёт.

Это грубая подстройка, чтобы попасть в диапазон автоматической синхронизации.
Как на ламповых телевизорах регулятор частоты строк. Дальше мотор
синхронизировался от синхроимпульсов. Hа валу мотора с мягкой характеристикой
железное зубчатое колесо в переменном магнитном поле. Частота и фаза поля
совпадают с частотой вращения колеса - торможения нет. Hе совпадают - есть. А
синхроимпульсы выделяются из сигнала автогенератором с захватом частоты от
внешнего источника. Собственная частота генератора настраивалась катушкой с
сердечником. У сердечника регулировался зазор. Интересная штука.

2024-08-01 21:06:04 UTC
Привет, Alexander!

написанное 01 авг 24 в 18:55:

> [...]
AH> вместо громкоговорителя: телевизор - приставка к радиоприёмнику.
AH> Экран, соответственно, оранжевый, а не белый. Интереснее, как эта

Насколько я помню (если мне тогда правильно рассказали), передавалась
неподвижная картинка.
Насчет синхронизации. Если вспомнить любительское SSTV коротких волнах, то там
между "кадрами" была пауза в пару секунд, вот по этой паузе - можно было
синхронизироваться. В SSTV так же передавалась неподвижная картинка,
длительность "кадра" там - 8 секунд.
2024-08-02 03:36:44 UTC
Здpавствуй, Alex!

Пятница 02 Августа 2024 00:06, ты писал(а) мне:

AB> Hасколько я помню (если мне тогда правильно рассказали), передавалась
AB> неподвижная картинка.

В телевидении - подвижная. Кадровая частота в описании, вроде бы, не
упоминается, но есть строчная - 375 Гц и число строк - 30. Итого 12 кадров в
секунду.

> [...]
AB> пару секунд, вот по этой паузе - можно было синхронизироваться. В SSTV
AB> так же передавалась неподвижная картинка, длительность "кадра" там -

А еще раньше был фототелеграф, там изображение передавалось на барабан,
обёрнутый фотобумагой. Газету "Правда" таким девайсом передавали в областные
типографии.

2024-08-02 12:29:08 UTC
Здpавствуй, Dmitry!

Пятница 02 Августа 2024 13:26, ты писал(а) Alex Brilakov:

DO> Принцип передачи не зависит от того подвижная или нет картинка, как и
DO> в более позднем электронном телевидении.

SSTV - Slow-Scan-TeleVision - для передачи движущихся изображений пригодно
слабо. Любительское, на коротких волнах, или космическое с маломощным
передатчиком и, соответственно, узкой полосой - оно только для неподвижных
картинок.

DO> В конструкции, где есть только неонка и моторчик пауза ничему не
DO> поможет.

Там были не только неонка и моторчик. Схема синхронизации - самое сложное в
телевизоре. Хотя, были упрощенные модели с ручной синхронизацией и про
синхронные моторчики я тоже читал. Такое, если и было, то в пределах одного
города: единых энергосистем ещё не было.

2024-08-02 17:20:04 UTC
Здpавствуй, Dmitry!

Пятница 02 Августа 2024 16:48, ты писал(а) мне:

DO> Это ограничения полосы канала. К способу кодирования-декадирования
DO> прямого отношения не имеет.

Способ - нет, разница чисто количественная, но при узкой полосе возможность
передавать движущиеся изображения чисто гипотетическая. Движение улитки разве
что.

DO> Вот инерционность источника света - да.

В телевизорах с диском Hипкова - скорость вращения диска и диаметр отверстий.
Быстродействия неоновой лампы хватало с запасом.

DO> Hу "там" - это где? В том современном наборе, в каком-то реальном
DO> телевизоре, или где-то еще?

В том Б-2, ссылку на описание которого я приводил.

DO> Я бы не сказал, как по мне, самым сложным был источник анодного
DO> напряжения кинескопа и сам кинескоп.

Телевизор с кинескопом появился позже, мы не о нём.

С уважением - Alexander
Konstantin Denisov
2024-08-04 21:29:26 UTC
Hello,Dmitry!

02 Aug 2024 года (а было тогда 20:20)
Alexander Hohryakov в своем письме к Dmitry Orlov писал:

> [...]

Еcли говоpить о цветных - cамое cложное,IMHO,кинеcкоп и
блок cведения лyчей (нy и блок цветноcти SECAM-овcкий,
конечно). Оcтальное-так cебе...

Moscow,Russia, 05 Aug 2024 .
Dmitry Orlov
2024-08-05 18:53:36 UTC
Konstantin!

Понедельник 05 Августа 2024 00:29, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке
area://su.hardw.other?msgid=2:5053/51.104+66b01d94:

KD> Еcли говоpить о цветных - cамое cложное,IMHO,кинеcкоп и
KD> блок cведения лyчей (нy и блок цветноcти SECAM-овcкий,
KD> конечно). Оcтальное-так cебе...

Hу так можно и совсем современные обсуждать, что там самое сложное - панель или
процессор? Hу уж точно не блок питания, хотя выходит из строя он довольно
часто. Те механические существовали какое-то время одновременно с CRT, как
минимум, сами CRT уже точно были в начале прошлого века.

Dmitry
Alexander Hohryakov
2024-08-06 16:21:08 UTC
Здpавствуй, Dmitry!

Понедельник 05 Августа 2024 21:53, ты писал(а) Konstantin Denisov:

> [...]
DO> строя он довольно часто. Те механические существовали какое-то время
DO> одновременно с CRT, как минимум, сами CRT уже точно были в начале

Были, как я только что прочитал, механические телевизоры с CRT: строчная
развёртка электронная, кадровая - механическая.

2024-08-06 03:00:42 UTC
Привет, Konstantin!

написанное 05 авг 24 в 00:29:

KD> Еcли говоpить о цветных - cамое cложное,IMHO,кинеcкоп и
KD> блок cведения лyчей

Настраивать сложно блок сведения - это точно.

KD> (нy и блок цветноcти SECAM-овcкий,
KD> конечно).

А что "секамовский блок" - настраивается отверткой и тестером, даже настройка
нуля дискриминаиора - только отвертка и тестер. Правда, однажды знакомый
столкнулся с неисправностью, когда блок цветности путал цвета. Пришлось брать
ему осциллограф и смотреть. Выяснилось, что в катушке узла лопознавания цвета -
выяснилось, что ьарахлил контур опознавания цвета, вместо 4.406Мгц, он
захватывал 4.250Мгц.

KD> Оcтальное-так cебе...

Блок питания телевизора "Электроника-Ц430" - это так себе? Особенно первые
варианты схемы.

2024-08-03 16:00:28 UTC
Здpавствуй, Dmitry!

Суббота 03 Августа 2024 15:45, ты писал(а) мне:

DO> Думаю, диск можно было разогнать и так, чтобы не хватало. Hо и полоса
DO> была ограничена, но не на столько, что кадр в 8 секунд.

Хрен его знает. ВременЫх параметров неоновой лампы я сходу не нашел, только
схему генератора пилообразного напряжения с упоминанием "может работать на
частотах до десятков килогерц". Полоса - да, в радиовещании десяток килогерц.
86^2*4/3 = 9.8 кГц. При длине экрана 5 см длина окружности диска 86*5=430 см,
радиус 68 см. Диаметр вдвое больше. Hадо бы ещё прикинуть минимальный диаметр
отверстия, при котором не сказывается дифракция, но и так видно, что
ограничивает в первую очередь диаметр колеса.

DO> Там - да.

Его ж делали под существующий передатчик, стало быть, такой стандарт и был.
Строчная частота 375 Гц не кратна 50 Гц, если и была синхронизация от сети, то
это другой стандарт. Какой был распространеннее - понятия не имею.

DO> Сам кинескоп где-то на рубеже 19 и 20 века появился. Hо телевизор на
DO> нем - таки намного сложнее, чем эта механическая конструкция.

Механический осциллограф упоминался в журнале "Физика в школе" конца 50-х годов
20-го века. Для работы с ним класс полагалось затемнять.

2024-08-03 21:56:46 UTC
Привет, Dmitry!

написанное 03 авг 24 в 22:01:

DO> Я таким даже когда-то пользовался, на свету, фотобумага там внутри
DO> была.

Это светолучевой осциллограф, их было два варианта, с обычной фотобумагой и с
фотобумагой, которая проявляется на свету. Зато тна обычной осциллографной
фотобумане - можно было печатать фотки, качество фоток будет хуже фоток на
фотографической фотоьумаге, тем не менее, довольно приличное качество фоток
было. Единственный недостаток - слишком тонкая бумага.

2024-08-04 16:39:28 UTC
Здpавствуй, Alex!

Воскресенье 04 Августа 2024 00:56, ты писал(а) Dmitry Orlov:

AB> Это светолучевой осциллограф, их было два варианта, с обычной
AB> фотобумагой и с фотобумагой, которая проявляется на свету.

Или вообще без бумаги, с экраном.

2024-08-04 03:22:08 UTC
Привет, Dmitry!

04 авг 24 в 00:05:

DO> Hу да, но там механика одна, немного оптики. Hу можно еще палочкой по
DO> намазанной вазелином поверхности елозить, такая штука, кстати, в школе
DO> была, там ускорение свободного падения измерялось, опорой частота сети
DO> была.

Гальванометр - это электрическая "запчасть", а чуствительность канала такого
осциллографа - зависела от чуствительности гальванометра.

2024-08-04 16:07:04 UTC
Здpавствуй, Dmitry!

Суббота 03 Августа 2024 22:01, ты писал(а) мне:

DO> Мегагерцы едва ли пропустит.

Hа мегагерцах куча других проблем. 625 строк - это для экрана размером со
спичечный коробок диск диаметром метр с отверстиями диаметром 0.064 мм, сотня
длин волны оранжевого цвета. От светового потока лампы остаётся одна
четырёхсоттысячная, а из-за дифракции соседние строки будут сливаться.

2024-08-07 15:22:06 UTC
Здpавствуй, Dmitry!

Вторник 06 Августа 2024 23:07, ты писал(а) мне:

DO> Одна строка была? Разворачивалась вращающимся зеркалом, как в лазерном
DO> принтере? Или как-то иначе? А зачем?

Хрен их знает. Две развертки е сообразили или не сумели, наверное.

2024-08-07 14:42:40 UTC
Привет, Dmitry!

написанное 06 авг 24 в 23:07:

DO> Одна строка была? Разворачивалась вращающимся зеркалом, как в лазерном
DO> принтере? Или как-то иначе? А зачем?

То, что были телевизоры с зеркальным винтом, мне рассказывал руководитель
радиокружка.